Анализируя программу по математике в
5-ом классе, можно отметить, что важнейшими вычислительными умениями и навыками
являются:
-
умение выполнять все арифметические действия с натуральными (многозначными)
числами;
-
выполнять основные действия с десятичными числами;
-
применять законы сложения и умножения к упрощению выражений;
-
использовать признаки делимости на 10, 2, 5, 3 и 9;
-
округлять числа до любого разряда;
-
определять порядок действий при вычислении значения выражения.
Большое количество учащихся не владеют
данными вычислительными навыками, допускают различные ошибки в вычислениях. Формирование
вычислительных умений и навыков традиционно считается одной из самых
«трудоёмких» тем.
Среди причин невысокой вычислительной
культуры учащихся можно назвать:
-
низкий уровень мыслительной деятельности;
-
отсутствие соответствующей подготовки и воспитания со стороны семьи и детских
дошкольных учреждений;
-
отсутствие надлежащего контроля за детьми при подготовке домашних заданий со
стороны родителей;
-
неразвитое внимание и память учащихся;
-
недостаточная подготовка учащихся по математике за курс начальной школы;
-
отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле за
овладением данными навыками в период обучения.
На уроках математики использую следующие
приемы, направленные на преодоление причин возникновения ошибок: 1) игры,
игровые моменты и занимательные задачи; 2) тесты «Проверь себя сам»; 3)
математические диктанты; 4) творческие задания и конкурсы; 5) исследовательские
работы.
Часть приемов применяю при работе со
всем классом, часть, направленная на развитие внимания, памяти и мышления,
подбираю для группы учеников по результатам тестирования.
В своей работе учителя придерживаюсь
определенных принципов. Один из них (наиболее важный) можно сформулировать
следующим образом: работу в классе на каждом уроке выполняю всем классом, а не группой
успевающих учеников. То есть стараюсь создать такую ситуацию – ситуацию
«успеха», при которой каждый ученик смог бы почувствовать себя полноценным
участником учебного процесса.
В целях выполнения этой задачи на уроках
математики часто используются игры.
Но
в отличие от начальной школы назначение дидактических игр изменяется. Они
начинают применяться для проверки полученных знаний посредством решения
нестандартных задач в привлекательной, интересной для детей форме. При этом во
время игры в группе главным действующим лицом на уроке становятся сами дети, а
не учитель.
Игра
«Запомни числа».
Цель игры: развитие внимания, памяти учащихся и коммунальных способностей.
Условия
игры. Учитель называет какое-либо число. Первый ученик повторяет это число и
называет свое. Каждый следующий повторяет ранее названные числа и называет
свое. Интерес игры в ее соревновательном характере: кто сможет запомнить больше
чисел. Игра продолжается до первой ошибки.
Эту
игру можно использовать в самом начале урока, так как она помогает ученикам
настроится на рабочий лад, создать хорошее настроение.
Игра
«Пропусти число».
Цель игры: развитие внимания учащихся и оценка знаний, полученных на предыдущих
уроках.
Условия
игры. Учитель предлагает учащимся по очереди называть вслух в порядке
возрастания числа, начиная с 0,1, причем числа, содержащие 3 или кратные 3,
следует пропускать. Ученик, назвавший запрещенное число, выбывает. Побеждает
тот, кто остается последним.
В
данной игре условия можно менять, в зависимости от изучаемой темы, например,
при счете пропускать простые числа или числа, кратные 5,10 и т. д. Эту игру
хорошо использовать в начале урока вместо опроса.
Игра
«Исправляем ошибки».
Цель игры: развитие критичности мышления, самоконтроля, внимания, умения
обосновывать свою точку зрения.
Условия
игры. Все учащиеся класса делятся на несколько команд и жюри, в которое входит
учитель и несколько учеников. Каждой команде выдают одни и те же задания с
математическими выражениями и определениями, в которых допущены ошибки, с таким
расчетом, чтобы число заданий было равно числу участников каждой из команд.
Важно, чтобы при подготовке данной игры использовать картотеку типичных ошибок.
Командам дается некоторое время для нахождения ошибки и подготовки к ответу. Та
команда, которая первой успела подготовиться, дает свою версию ошибки. Если ее
ответ был неверным, с точки зрения других команд или жюри, то другим командам
дается возможность доказать свою точку зрения. За верный ответ команде
присваивается балл (или несколько баллов в зависимости от сложности задания).
Побеждает та команда, которая наберет больше баллов. Данную игру можно
использовать при проведении повторительно-обобщающих уроков.
Приведу
пример заданий для такой игры по теме «Натуральные числа».
«-Сегодня
героем нашей игры будет Незнайка. Он будет сравнивать числа, решать примеры, уравнения
и задачи. Не все у Незнайки будет получаться. Вам придется ему помочь».
1.
Незнайка сравнил числа. Внимательно посмотрите, все ли он сделал правильно.
Найдите ошибки и объясните их.
32568>32658; 4589<4588;
1523650>152365; *****<****
2.
Незнайка решил несколько примеров на сложение и вычитание натуральных чисел.
Найдите ошибки и объясните их.
72568 98561 2345
+
25351 - 74540 - 1541
97819 25021 3886
3.
Незнайка решил уравнение 125 – (25 + х) = 20 двумя способами, но ответы не
совпали. Почему? Найдите ошибки и объясните их.
Способ
I. (125 – 25) – х = 20
100 – х = 20
х = 100 – 20
х = 80.
Способ
II. 25 + х = 125 – 20
25 + х = 105
х = 105 + 25
х = 130.
Но
не всегда использование игры полностью целесообразно. Это может быть связано,
например, с большим количеством времени, которое требуется на проведение всей
игры. В этом случае оправдано использование игровых моментов или занимательных
задач, которые имеют непривычную форму или необычны в организации выполнения
задания. Игровые моменты несут те же функции, что и игры, но требуют меньше
времени на подготовку и проведение. Они являются элементами игры, не требующими
обучению правилам. К тому же использование игровых моментов и занимательных задач
полностью согласуется со вторым принципом – разнообразия видов деятельности;
смена вида деятельности – лучший отдых.
Формирование
вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в
ходе обучения детей в школе. Школа всегда уделяла большое внимание проблеме
формирования прочных и осознанных вычислительных умений и навыков. Программы по
математике включают большой интересный материал по проблеме формирования
прочных навыков вычислений, однако, по-прежнему некоторые вопросы понимания и
отработки навыка арифметических вычислений являются для школьников довольно
сложными.
Формирование
устных вычислительных навыков у учащихся в процессе изучения ими математики –
это длительный процесс, и является одной из актуальных задач, стоящих перед
преподавателем математики в современной школе.
|